1-6 октября – Военная операция по освобождению г.Гагры и Гагринского района от оккупантов. 1 – в 17:00 абхазкие частити переходят в наступление, занят пос. Колхида (ныне Псахара); 2 – после ожесточенных боев Гагра освобождена; 3 – ВС Грузии бомбят город, многочисленные жертвы среди местного населения; 4 – на митинге в г. Сухуме Э.Шеварднадзе заявляет: "Гагра была и остается западными воротами Грузии, и мы должны ее вернуть"; грузинские части получают по воздуху подкрепление;
пс. если бы взять и повернуть время вспять до 92 года, какие там места были красивые и люди хорошо жили.
[/quote]Небо над Абхазией: хроника боев 1992 – 1993 г.г.
Одна из особенностей войны в Абхазии, отличающая ее от других локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, – это широкое применение авиации с первого дня войны вплоть до ее окончания. Специфика заключается и в том, что небо над Абхазией стало ареной столкновения грузинской стороны с регулярными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации. Пожалуй, в этом вопросе наиболее явно и беззастенчиво обнажилось участие российских военных в грузино-апсуйском конфликте на стороне сепаратистов.
С советского времени на территрии Абхазии в насел. п. Бомбора (близ г.Гудаута) находится большая военно-воздушная база. Аэродром расположен в очень выгодном месте: взлетающие с него самолеты продолжают полет над морем на низкой высоте, что делает их невидимыми для локаторов противника. Надо ли говорить, что расположенная у государственной границы, поблизости от НАТО, база была оснащена по последнему слову техники. Там же был расквартирован 643-й зенитно-ракетный полк, контролировавший воздушное пространство даже над сопредельным берегом Черного моря. Именно Бомборская военная база стала оплотом гудаутских сепаратистов, играя роль снабженца, инструктора и помощника апсуйских боевиков.
Находясь под защитой российской системы ПВО, гудаутские сепаратисты чувствовали себя в полной безопасности, зная, что они недосягаемы для грузинской авиации. Гудаута охранялась комплексами «Бук», в Эшера разместили более мобильные системы «Оса», в Ткварчели доставили из Гудаута два ПЗРК «Игла» (по каким-то причинам, один из них взорвался в руках у стрелка). Разумеется, такие услуги официально не афишировались, но на местах российские военные не отрицали, что грузинским ВВС противостоят именно они. Так, один из офицеров Бомборской военной базы Владимир Водостой в интервью журналистам заявил, что грузинские самолеты не имеют права приближаться к Бомбора ближе, чем на 70 км, в противном случае «дежурные экипажи наших истребителей имеют приказ ликвидировать нарушителей границы». Там же он назвал и смехотворную причину подобного сомоуправства: обеспечение безопасности учений. Нетрудно догадаться, почему был избран именно 70-километровый радиус, ибо это расстояние от Гудаута до российско-грузинской границы, т.е. территория, контролируемая апсуйскими сепаратистами. Здесь следует обратиться к ценной информации, сообщенной Михаилом Демьяновым, пленным резидентом ГРУ Министерства обороны РФ: «Всю противовоздушную оборону территории, которая контролируется гудаутским режимом, осуществляют подразделения ПВО, установки «Оса», которыми командуют не наемники, не отставники, а действующие военнослужащие. Все боевые пуски по самолетам и вертолетам выполняют офицеры российской армии. Двоих из них я знаю по имени – это капитаны Сергей и Борис...У абхазской стороны нет специалистов по управлению системой противовоздушной обороны. Установка «Оса» стояла в пределах верхней части Эшеры, которую по привычке тоже называют лабораторией. Там до сегодняшнего дня сохранены конструкции от локаторов, но самой локаторной части уже нет. Иногда там базируются абхазские боевики. Зенитчики войск ПВО оставили установку на территории так называемой лаборатории, и все запуски производились российскими офицерами. Я уже говорил о Борисе и Сергее. На моих глазах был сбит самолет. Летали два самолета, и тот, который был в хвосте, был сбит Борисом. Летчик катапультировался, и о его дальнейшей судьбе мне ничего не известно».
ВВС Грузии страдали всеми изъянами грузинской армии: неорганизованность, непрофессионализм командования, слабое представление о целях и задачах авиации – все это сыграло свою негативную роль. Добавлялась к этому недооценка ВВС республики: среди грузин господствовало убеждение, что Су-25, стоящий на вооружении грузинской армии, абсолютно непригоден, и переоценка сил противника (миф о непобедимости российских Су-27). В противоположность военной авиации, с самой лучшей стороны показала себя гражданская. В условиях блокады Сухуми, когда железная дорога и автомобильная трасса в Очамчирском районе были перекрыты сепаратистами, основная обязанность по снабжению города легла на морской транспорт и гражданскую авиацию. Через воздушную артерию – Бабушерский аэропорт, расположенный в Гульрипшском районе, эвакуировались беженцы, раненые, перевозились пассажиры, грузы, причем рейсы осуществлялись не только в грузинские города, но и в Россию.
Есть противоречивые сведения о том, располагала ли грузинская сторона радарными системами. Известно, что для этих целей использовалось научное судно «Вектор», но непонятно, какую практическую пользу оно принесло. Вообще, армия Грузии испытывала нехватку, либо отсутствие средств ПВО, однако так и не были полностью использованы возможности имеющейся зенитной артиллерии. А сделать это стоило. Организованный и плотный заградительный огонь лишил бы пилотов возможности летать на высотах, удобных для бомбометания и разведки. И пример тому есть.
Снабжение сепаратистов в Очамчирском районе осуществлялось преимущественно вертолетами. В Ткварчели на городском стадионе организовали аэродром, который немедленно начал принимать вертолеты: таким путем в Ткварчели оказались северокавказкие наемники, казаки, доставлялась бронетехника. В селе Джгерда была сооружена взлетно-посадочная полоса для самолетов типа Ан-2. Например, с 1 по 7 марта 1993 года там шесть раз садился самолет с Северного Кавказа. Сколько еще секретных рейсов было совершено в контролируемые апсуйскими боевиками другие села Очамчирского и в горную часть Сухумского района (СухумГЭС, Ахалшени, Шрома, Камани), приходится только догадываться.
Поскольку оказаться в Ткварчели можно было только пролетев над контролируемой правительственными войсками территорией, то естественно что грузинская сторона требовала промежуточной посадки и досмотра всех вертолетов, осуществлявших гуманитарные рейсы. Однако такие проверки проводились, как правило, поверхностно, даже халатно, и боевики пользовались этим каналом сообщения. Бывали и комические ситуации. Журналист Ю. Романов так описывает свою поездку на вертолете ГКЧС в Ткварчели в августе 93-го года: «Я с ужасом вижу, как щупленький летчик, морщясь выцеживает полный стакан теплой водки... Подхожу к летчику:
- Что ж ты делаешь, нам же лететь...
- Ничего, там автоинспекторов нет, - «успокаивает» меня пилот и прилаживается ко второму стакану. Как он забирается в вертолет, - это нужно видеть».
Охотились российские самолеты и за «бронепоездом», как называли железнодорожный эшелон, состоящий из платформ с установленными на них гаубицами. Состав курсировал на отрезке Сухуми-Дранда, постоянно менял местоположение, исчезал в тоннеле и своим огнем наносил сильные потери сепаратистам. Самолет выпустил по «бронепоезду» ракету, но она попала в тепловоз, не причинив вреда личному составу. Вообще, железная дорога была неизменной мишенью летчиков с Бомбора. Бомбежке подвергался Келасурский вокзал, цистерны с сжиженным газом, стоящие на железнодорожных путях в пос. Дранда (пострадали женщины и дети).
14 августа 1992 года войска Госсовета Грузии, перемещавшиеся по территории Автономной Республики Абхазия, подверглись нападению апсуйских боевиков. В ходе завязавшихся боев действия грузинских гвардейцев поддерживались с воздуха вертолетом Ми-24.
27 августа в 10.50 в акватории Гудаутского района, полностью контролируемой российскими военными и апсуйскими сепаратистами вертолет Ми-24 ВВС России обстрелял морское судно «Комета»(№44), перевозившие пассажиров в г. Сочи. Обстрел был совершен в провокационных целях, так как апсуйские сепаратисты немедленно переложили вину за эту акцию на грузинскую сторону.
7 сентября в интенсивных боях у р. Гумиста участвовал вертолет Ми-24 ВВС Грузии.
3 октября во время штурма г. Гагра атаке подвергся вертолет Ми-8 (бортовой №25449), в котором находился Председатель Госсовета Грузии и сопровождавшие его члены правительства. Ми-24, без опознавательных знаков и габаритных огней, пытался вызвать падение грузинского вертолета, расположившись под его фюзеляжем, но мастерство пилота Ми-8 спасло машину и пассажиров от катастрофы. Инцидент имел место в 18.20 при перелете из пос. Леселидзе (зона г. Гагра) в Сухуми. В тот же день корабль ВМС России открыл огонь по другому грузинскому гражданскому вертолету.
4