В пятницу, 26 октября, в честь Иверской иконы Божьей Матери, состоится богослужение - в Дубае, Храм Святой Троицы - Holy Trinity Church в районе Бур-Дубая, ул. Уд Мета Роуд, напротив Иранского клуба - начало в 16.00.
Сказание об Иверской иконе Пресвятой Богородицы началом своим восходит к IX веку, ко временам иконоборства.
В пределах Никеи (теперь Исник), лежащей при озеpе Асканиев, жила одна благочестивая, богатая вдова, имевшая единственного сына. Она устроила близ своего дома молитвенный храм, в который поставила св. икону Богоматери с Предвечным Младенцем, весьма чтимую: питая особенное благоговение к Пречистой Деве, она приносила пред изображением Ее молитвы о спасении своей души и лобызала его с верою и любовию. Когда воцарился император Феофил иконоборец (в 829 году), один из царских надсмотрщиков, войдя в дом вдовицы и увидя образ Божией Матери, обнажил меч и пронзил икону: из пронзеннаго места (правой ланиты) потекла кровь, как от живого человека. Увидав кровь, злодей крайне смутился; очнувшись же после некотораго времени, он пал на колена и со слезами молил Пресвятую Деву о помиловании, из ревностнаго преследователя сделался столь же ревностным почитателем священнаго изображения Ея и обратился к вдове с следующими словами: «Благочестивая вдова! скрой образ от других преследователей, чтобы никто другой не мог нанести ему оскорбления». Тогда в ночь того же дня благочестивая женщина взяла образ Пресвятой Девы, отправилась на взморье, поставила образ на небольшую ладью и, снабдив восковыми свечами и ладоном, пустила по морю—на волю Божию.
Лодка вскоре (не позднее 880 года) явилась у берегов Афона, в виду древней Иверской нагорной обители (Афо). Над образом стоял огненный столп, восходивший от моря до самаго неба. Это дивное явление продолжалось несколько дней и ночей сряду. Окрестные пустынники собрались посмотреть на это чудо: приплыв ближе к явленно, они увидели святую икону Богоматери, но достигнуть ея не могли, так как, по мере приближения к ней пловцов, она от них удалялась. Тогда иверские иноки, по распоряжение настоятеля Павла, собрались в храм и стали молиться о даровании им этой святыни. Божия Матерь явилась иноку Гавриилу грузину и, сказав, что Она желает дать свой образ Иверской обители, повелела ему идти по водам и принять его. Гавриил открыл волю Богоматери настоятелю. Иверские иноки собрались в церковь и с пением священных песней, с возжженными свечами и кадилами, отправились к месту явления. Икона Пресвятой Владычицы приближалась к ним. Гавриил пошел по воде и принял ее. Св. икона поставлена была в церкви нагорной Иверской обители.
На другой день после принесения явленной иконы в Иверскую обитель, церковнослужитель, зажигая лампады, не нашел чудотворной иконы Богоматери на ея месте во св. храме. Она найдена была над вратами обители на внешней монастырской стене и опять поставлена в храме, но снова оказалась над вратами, — и это прехождение повторялось потом и еще несколько раз. Наконец Богоматерь явилась иноку Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи монахам чтобы они более не искушали Меня: не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла васъ не только в настоящей жизни, но и в будущей». Таким образом св. икона Богоматери оставлена была на избранном Ею месте—над вратами при входе в обитель. Инок Гавриил построил потом на этом месте небольшой храм во имя святой иконы, назвав ее Портаитиссою, то есть, Вратарницею, или Привратницею.
Сын никейской вдовы пришел (спустя 15 лет) в эту обитель, узнал образ Богоматери, пушенный в море его матерью, и разсказал, что было с ним до опущения на воду: затем сам постригся в монахи.
По возсоздании св. Иоанном Ивиром древней Климентовой или Иверской обители, явленный образ Богоматери был перенесен в нее (почему эта новая Иверская. бывшая Климентова обитель и стала называться обителию Богоматери Вратарницы) и прославился здесь многими чудесами. В изложении сказания о явлении Иверской иконы Божией Матери мы руководствовались изследованием Архимандрита (ныне Епископа) Сергия: «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ея в Poccии». Москва 1879 г.